Новости, обновления на сайте
Строительная отрасль, из-за повышенных требований к надежности результатов работы, никогда не стояла на передовой прогресса. С учетом попыток тотальной экономии на всём для снижения себестоимости, привлечения дешевой приезжей рабочей силы - неудивительно, что проблема воровства имеет широкое в ней распространение.
Вовсе не означает, что если завод обманул с объемом бетона - это плохой завод. Вполне возможно, что это частная инициатива одного из сотрудников по организации дополнительного заработка. Кто-то «зарабатывает» на откатах - а кому откаты не светят, обманывают своё начальство простым воровством.
Водители (наиболее активно промышляющий воровством класс) - весьма изобретательны, и придумывают всё новые способы борьбы с отслеживанием. И в результате рождается система двойного недоверия, когда покупатель подозревает завод в нечистоплотности, а тот - своего водителя.
И если с маркой бетона истину найти достаточно просто (нужно лишь внимательно следить за документами о поставке и желательно не связываться с посредниками, которые возят не пойми откуда), то с объемом бетона - сложнее. Если в процессе отгрузки вы понимаете, что заказанного объема бетона не хватает - это вовсе не означает, что вас обманули. Причин, почему бетона реально нужно больше, чем предполагалось, помимо самой очевидной (неправильного расчета) может быть несколько:
- усадка основания (увеличение высоты конструкции),
- ненадежность опалубки (увеличение длины и ширины),
- усадка бетона после уплотнения (в бетоне вполне легально используется воздухововлекающая добавка, и если уплотнять бетон после укладки - с одной стороны, повысятся его характеристики, с другой - уменьшится объем),
- и другие.
Ниже рассматриваются способы, позволяющие и той, и другой стороне быть уверенной в отсутствии воровства.
Честность при загрузке
Низкобюджетный, «партизанский» способ с использованием подручных материалов - фотографирование данных взвешивания машины до и после загрузки - и сравнение получившихся показателей.
Плотность самой смеси достаточно сильно отличается от позиции к позиции (от 1,2 т/м3 для керамзитобетона до 2,4 т/м3 для тяжелого бетона), но если знать удельный вес своего товара - без труда получится пересчитать массу смеси в ее объем.
Когда бетон приезжает на объект - если требуется, заглядывать в машину и проверять уровень еще раз - визуально или с помощью палки.
Этот способ не очень надежный, потому что даже в номинально полной машине смесительная бочка загружена не до конца - иначе бы бетон вылился из нее на первой же горке.
Еще тяжелее использовать этот способ из-за ужесточения штрафов за перегруз, из-за которого с середины 2015-го года многие заводы пересталиосуществлять отгрузку полными машинами.
Честность при транспортировке
Здесь тоже существует «партизанский» способ - сопровожать машину от завода до объекта, но он работает, только если все машины едут «гуськом», одна за одной. И если предполагается доставка тремя и более машинами - использовать этот способ становится проблематично. Кроме того, придётся оплачивать все ожидания (первых машин - на заводе, последних машин - на объекте), и чем больше машин - тем больше времени бетон в последних машинах проводит от момента загрузки до момента укладки (что не очень хорошо сказывается на его качестве).
Пожалуй, самое универсальное средство, уже получившее достаточное распространение - это спутниковые системы слежения. К каждому автомобилю прикрепляется передатчик ("маячок"), с помощью которого собирается информация о местоположении машины в каждый момент времени. Это дает возможность удостовериться, что миксер никуда не сворачивал и нигде надолго не останавливался по ходу отгрузки.
Наибольшую эффективность спутниковые системы получают при применении датчика топлива, используемого как датчик веса. Так получается исключить хитрые способы, когда машина никуда не съезжает с дороги, а сливает бетон в подъезжающую к ней сзади машину-приемник ворованного бетона.
Системы мониторинга стоят относительно недорого, но многие заводы всё равно еще не решаются ее использовать.
Недорогой, но более сложный способ - это пломбирование миксера подручными средствами.
Для подобной операции требуются сетка (с отверстиями для отвода тепла малого размера - чтобы щебень не проникал сквозь нее), проволока или толстые шрапсы, а также печать или пломба. Отверстие для слива заворачивается в сетку, завязывается проволокой или штрапсами, и пломбируется (как вариант - опечатывается). Можно даже наносить фирменную печать завода, делая ее своеобразным «стандартом количества».
Если при одноразовом использовании сетки стоимость механизма достаточно быстро приближается к расходам на «маячки», то при использовании сетки много раз для небольших заводов это будет менее затратно, чем системы слежения.