Автобетононасос (АБН) - это техника, из-за необходимости многочасовой непрерывной работы предъявляющая еще большие требования к надежности, чем автобетоносмесители.
Поэтому несмотря на традиционно большую распространенность насосов российского производства, многие их не жалуют.
Структура поставок
- После изменения таможенной политики объем подержанной техники в импорте резко упал. Если в 2007-м году подержанные насосы импортировались в 2 раза чаще, чем новые, то в 2014-м - уже в 14 раз реже).
- Единственным российским заводом-производителем АБН является ТЗА (Туймазинский завод автобетоновозов, Башкирия).
- Поскольку даже только шасси иностранного производства обходится существенно дороже, чем российское, в качестве недорогих моделей европейские производители (SCHWING Stetter, Putzmeister, Waitzinger из Германии и CIFA из Италии) предлагают насосы на шасси «КАМАЗ»,«МАЗ» и «Урал» (при этом уверяя, что именно шасси, а не стрелы, являются слабым звеном в машине).
- Техника с европейскими шасси и стрелами традиционно выступает в качестве премиум-сегмента: это те же 4 компании, перечисленные выше, а также итальянцы из Mecbo.
- Основные импортеры бетононасосов - это корейские компании.
Стратегией самых известных китайских компаний является приобретение европейских марок: Zoomlion в 2008-м году выкупили итальянскую компанию CIFA, Sany - Putzmeister в 2012-м, XCMG - SCHWING Stetter также в 2012-м. При этом свои изначальные брэнды китайцы оставили в эконом-сегменте. Поскольку производство осталось на прежних местах, то и географическая принадлежность купленных компаний в анализе ниже оставлена по своему изначальному расположению. - Японские машины являются самыми дорогими, и потому уступают менее дорогим соседям, за последние годы растеряв свою долю.
Диаграмма 1. Поставки автобетононасосов на российский рынок по странам-производителям в 2014-м г., по данным журнала «Строительная техника и технологии»
- К сожалению, на маленьких экранах диаграммы могут отображаться некорректно.
Страны представлены следующими поставщиками:
- Корея: KCP, Junjin, Kyunwon, Everdigm (бывший Daewoo и Hanwoo), Dongyang,
- Европа: Putzmeister, SCHWING Stetter, Waitzinger, Klein (все - Германия), CIFA, Mecbo и Sermac (все - Италия),
- Китай: Zoomlion и Sany,
- Россия: ТЗА,
- Прочие: Isuzu (Япония), Betonstar (Турция).
Структура продукции
По своим характеристикам насосы более однотипны между собой, чем миксера, и отличаются в-основном длинами стрел: среди автобетононасосов на российский рынок предлагаются машины со стрелами от 22 до 70 метров.
Две трети проданных в 2014 году АБН, по данным журнала «Строительная техника и технологии», имели длину стрелы от 36 м до 45 м, в прошлые годы насосы этих же длин занимали ведущие позиции.
Все производители также изготавливают совмещенные машины «миксер+бетононасос», но на московском рынке они популярностью не пользуются и встречаются достаточно редко.
Примерно так же редко встречаются и стационарные бетононасосы, которые, по словам производителей, более популярны в регионах, чем в крупных городах.
Наращивая число мобильных автобетононасосов, разъезжающих от объекта к объекту, столичный регион идёт в ногу с европейской модой на АБН, в то время как спрос на стационарные бетононасосы из регионов, где нет такого числа территориально разнесенных мелких строек, позволяют европейским компаниям поддерживать диверсификацию своего производства.
Фотографии с сайтов производителя
Насос Mecbo 23 м со смесителем 7 м3 |
Насос CIFA на шасси МАЗ, 36 м |
|
Насос Putzmeister, 70 м |
Японские машины являются самыми дорогими, и потому уступают менее дорогой корейской технике.
Так, например, в Москве немного насосов длиной 56 метров, и достаточно существенная их доля - это именно корейские автомобили.