Новости, обновления на сайте
Начало: Конференция «Бетонные смеси в современном строительстве»
По программе ожидалось выступление представителей всех сторон, взбудораживших строительную общественность - цементников, нерудников и железнодорожников, но из всех них ответ держал только Владимир Анатольевич Сергеев, ассоциация «Недра». И аудитории на круглый стол после перерыва собралось еще меньше, чем на конференцию - лишь 15-20 человек.
По словам Владимира Анатольевича, ожидалось, что на нерудные материалы в бюджете 2011 года будет выделено 700 миллиардов рублей - это грубо 700 миллионов кубометров. Однако первое полугодие показало, что было востребовано только 136 миллионов кубометров, что пока находится на уровне кризисного 2009 года (273 млн. м3), а не хотя бы предкризисного 2008-го (428 млн. м3).
Это связано в том числе и с известной проблемой неритмичности финансирования строительства, когда, например, большинство средств выделяется в III квартале, когда уже длится отставание по срокам и требуется быстро их «освоить».
Владимир Анатольевич рассказал о работе ассоциации, по совместному письму которой с Союзом производителей бетона в сентябре Федеральной антимонопольной службой (ФАС) были возбуждены 2 дела: в отношении Первой нерудной компании (имеющей монопсонию (доминирование по покупкам) в Северо-Кавказском (50%) и Центральном федеральным округам (70%)), а также в отношении ОАО «РЖД», Первой грузовой компании и Второй грузовой компании за невыполнение функции перевозчика, срыв заявок и повышение тарифов на перевозку.
Тарифы дошли до такого уровня, что уже при расстоянии 500 км выгоднее использовать автомобильный транспорт, а не железнодорожный.
Естественно, были сетования, что только проблемы с перевозкой зерна и угля заставили обратить внимание высшего руководства страны на ситуацию, проблем по стройматериалам оказалось недостаточно.
Из-за нехватки времени второй доклад Вячеслава Наумовича Ярмаковского о новом классе вяжущих был перенесен на круглый стол.
Имея большой международный опыт, он рассказывал, что в Европе 36% бетона замешано с использованием отходов, а в США и Канаде - 45%, и к 2050 году данная цифра дойдет до 70%.
Далее рассказ пошёл о технологии, используемой в Липецке на НЛМК, на 100 000м3 заполнителей и вяжущих. Технология была признана лучшей в мире, идут запросы на ее использование из Канады, Испании, Южной Кореи.
После рассказа о технологии ведущий круглого стола, президент Союза производителей бетона Александр Викторович Ночный предложил организовывать регулярные семинары, чтобы появилась система, и люди знали, куда и когда можно прийти и узнать о новых технологиях и подтянуть свой уровень. Было предложено проводить его 4 раза в год, пока остановились на 2-разовом проведении - 1 раз в рамках выставки «Citybuild», второй - в рамках одной из весенних выставок (например, «Mosbuild»).
Далее слово взял директор Союза производителей бетона Александр Георгиевич Бублиевский, который рассказал, что Союз предвидел транспортный коллапс сезона-2011 и писал об этом еще в марте. По его данным, улучшения ситуации по перевозкам не стоит ожидать еще лет 5.
Причина ситуации - проведение реформы РЖД без согласованных «правил игры», что рождает безответственность.
В качестве заслуг Союза Александр Георгиевич привел пример, что удалось добиться прямых договоров между цементными и бетонными заводами (хотя в кризисные годы, в которые работает система «М350», для ее участников это не новость и не редкость).
Продолжая цементную тему, директор Союза заметил, что у основного игрока рынка, «Евроцемента», не имеющего близких к Москве производств, в 2011 году существенно снизилась доля рынка.
Что с этим можно сделать? Организовать помольные отделения ближе к Москве, куда можно будет завозить клинкер, что потребует меньших вложений денег и времени, чем строительство полноценных заводов, но позволит иметь продукт у точек его сбыта, хотя качество продукта будет ниже, чем в случае обычного заводского производства.
Короткое выступление в ходе круглого стола было у Ирины Петровны Хрековой, директора московского представительства компании Polarmatic, представляющей решения для обогрева инертных материалов.
В завершении круглого стола, когда осталось лишь немного времени до того, как нужно было освободить зал, по инициативе представителей бетонной тендерной системы «М350» был поднял вопрос о речном транспорте, который в период работы навигации выступает альтернативой по доставке щебня и цемента в Москву.
По словам Владимира Анатольевич Сергеева, особенных перспектив речной транспорт не имеет из-за отсутствия в Москве должного количества причалов. Его доля в сезонсоставляет только лишь 10%.