Новости, обновления на сайте
В июне 2011 года на рынке бетона Московского региона наблюдается дефицит с поставками цемента и щебня - основных составных материалов в бетоне, составляющем 75-80% его себестоимости.
В этой ситуации система «М350» принимает решение об оперативном информировании посетителей своего сайта о перебоях с поставками.
Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя системы Павла Носикова:
- Павел Михайлович, как можно вкратце описать ситуацию на рынке бетона и материалов для производства бетона в мае-начале июня 2011 года?
- С апреля-месяца наблюдается рост цен на цемент, который в мае принял устойчивую тенденцию. В связи с этим мы приняли решение возобновить мониторинг цен на бетон, который мы делали в августе 2010 года, когда цемент тоже рос в цене.
С первыми перебоями в поставках гранитного щебня он начал подниматься в цене, и в своем мониторинге мы решили отделить цены бетона на гравийном и гранитном щебнях.
Но если в мае ситуация была просто нестабильной: заводы не успевали обновлять цены, но осуществляли поставки - то сейчас, в начале июня, ее можно описать словом «катастрофическая». Большинство заводов в Москве и Московской области просто не могут осуществлять поставки. Либо вообще никак, либо они отказываются от новых клиентов - потому что материалов хватает только на старых, а свежих поступлений не ожидается. В результате стоят целые районы. В прошлом августе отдельные заводы также испытывали сложности с цементом, но тогда это было скорее укором заводу. Сейчас повсеместное отсутствие цемента или щебня - удел большинства. И задачи своевременного обновления прайс-листов просто нет, потому что нет как таковых актуальных расценок.
Чуть позже мы начали отслеживать динамику различных товарных позиций на примере смесей одной прочности, для чего была выбран популярный класс B15. Как показала ситуация, этот шаг оказался несколько запоздалым, и за 4 последующих месяца цены на смеси изменялись примерно одинаково, кроме керамзитобетона, который из позиции, промежуточной по цене между товарным бетоном и раствором/тощим бетоном по цене практически сравнился с первым из них.
- С чем может быть связана такая ситуация с перебоями?
- Цементные аппетиты в последнее время не склонял только ленивый, и еще раз этого касаться я не буду. Что же касается щебня, то банально не хватает вагонов для поставки гранитного щебня, который в Московский регион доставлять автотранспортом нерентабельно. В результате даже обладатели собственных перевалок оказываются без щебня, не говоря о тех заводах, которые покупают щебень с чужих перевалок.
Кроме того, в сложившемся хаосе можно обвинить сами заводы. В большинстве своем они, к сожалению, не отличаются высокой культурой работы, и не готовы признать, что не справятся с поставкой. «Вот-вот, сейчас-сейчас машина придет - и мы всё вам отгрузим, повода для беспокойства нет!» - подобные фразы для бетонных заводов не редкость, и своими попытками сохранить мину при плохой игре они только ухудшают ситуацию. Судорожно пытаясь спасти поставку, отдельные счастливчики находят материал и закрывают объем, большинство же пасуют только тогда, когда сроки уже сорваны. Чем ставят себя на один уровень с уличными поставщиками услуг где-нибудь в Индии, где не отличишь, кто собственник, а у кого просто много связей.
Мы со своей стороны пытаемся сделать порядок стандартом работы в отрасли (например, той же церемонией награждения лучших заводов), но в этом нам предстоит еще долгий путь. И пока остается только отметить те заводы, которые честно признаются, что за новых клиентов они не возьмутся, не желая терять репутацию, хотя старым продолжают отгружать.
- В чем заключается инициатива системы «М350» в данной ситуации?
- Со своей стороны мы принимаем обязательство по мере возможности информировать о том, в каких районах возможности нет совсем, в каких - заводы испытывают перебои с поставками. По мере возможности - потому что всё-таки это не является нашим профильным направлением, мы не информационное и не аналитическое агентство, а в первую очередь мы занимаемся вопросами организации поставок, особенно в разгар сезона. Тем не менее, можно сказать, когда организовывать становится нечего - значит появляется время проинформировать покупателей отрасли о всеобщем бессилии. Хотя претендовать на всеобъемлемость наших данных мы тоже не вправе.
Одна из причин появления бюллетеня поставок бетона - что мы бы сами рады видеть подобную информацию в интернете, но, к сожалению, на уважаемых отраслевых порталах и сайтах агентств ее не наблюдаем. Впрочем, это неудивительно - именно сотрудники системы «М350» обладают оперативной информацией по большому числу заводов.
Наш принцип: «Будь тем изменением, который ты хочешь увидеть в мире», поэтому мы начали с «низов», с себя, пока «верхи» не могут навести порядок в отрасли.
Мы видим информирование о перебоях с поставками бетона не разовой, а периодической акцией, проходящей по мере возникновения подобных проблем.
Бюллетень за 3 июня
Бюллетень за 10 июня